Якимова Юлия Алексеевна, воспитатель, МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»
|
Проект «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники аппликации»Проект «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники аппликации» Участники: педагог, дети (младшая группа № 8) Сроки реализации проекта: 2020-2022
Введение Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера. Важность темы заключается в том, что именно развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. Поэтому необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. Побуждать пальчики работать - одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Поэтому необходимо использовать также нетрадиционные способы изображения. Аппликация является одним из видов изобразительной деятельности дошкольников. Занимаясь аппликацией, дети приобретают ряд практических умений, полезных для общего развития. Эта деятельность способствует развитию мелких и точных движений кисти руки. Весь процесс аппликации, включая вырезывание, наклеивание бумажных фигур, состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточения, внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости. Важность данной работы заключается в том, что развитие моторики у детей позволяет развить речевую и умственную деятельность, подготовить ребенка к школе.
Актуальность: Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Я считаю очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. один из самых простых, но в то же время педагогически эффективных видов детского творчества- является аппликация, она помогает развивать у ребенка мелкую моторику, вкус, художественные способности, а также разнообразить тактильный опыт. Положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает нетрадиционная аппликация. Данная техника хороша тем, что она: -развивает мелкую моторику рук, побуждая работать пальчики; -доступна младшим дошкольникам ; -дает возможность создавать шедевры без ножниц; -вносит определенную новизну в деятельность малышей, делая её более увлекательной и интересной; -развивает тактильные восприятия используя бумагу различной фактуры. Проблемы: - недостаточно развита мелкая моторика руки у детей; - нет сенсорного опыта в исследовании свойств и качеств предметов. Гипотеза: нетрадиционная аппликация будет способствовать развитию мелкой моторики руки, обучит детей простейшему сенсорному анализу, научит способам создания и преобразования предметов. Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, сформировать у детей зрительно-двигательную координацию, научить проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Задачи: 1. Развить умения производить точные движения кистью и пальцами рук. 2. Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес. 3. Обогащать сенсорные впечатления дошкольников (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги) . 4. Развивать умение общаться, договариваться между собой, действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату. 5. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально. 6. Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук. Основная задача занятий нетрадиционной аппликацией состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно путем постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого к более сложному. Методы и приемы работы: • Словесный: художественное слово, сюрпризный момент, беседа, рассказ, уточняющие слова и наводящие вопросы; • Информационно-рецептивный: образец, рассматривание, напоминание, частичный показ, устные инструкции по ходу выполнения работы; • Репродуктивный: совместные действия педагога с детьми; • Исследовательский: самостоятельная работа детей. Материалы и оборудование: клей; клеевые кисти; матерчатые салфетки; клеенки; ножницы; бумага разной текстуры и размера; шаблоны для вырезания; природный и бросовый материал; различные макаронные изделия и крупы; семечки; зубочистки; пуговицы; бусины и бисер; ткань; цветной и гофрированный картон; скотч; бумажные салфетки; фольга; ватные диски. Формы работы: • совместная с воспитателем деятельность детей; • самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к нетрадиционной аппликации и развитие мелкой моторики рук. Ожидаемые результаты работы: - накоплению сенсорного опыта ребенка (действия с разнообразными материалами); - обогащение изобразительного, эстетического опыта; - развитию моторики руки (вызывают не такие сложности, как в рисовании); - экспериментированию с различными материалами; - развитию воображения, творчества ребенка; - развитию интереса к аппликации (наклеивание различных материалов). Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с, но и в создании картин, орнаментов и т. д. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен. Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т. д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т. д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Виды нетрадиционной аппликации 1. Аппликация из салфеток: Я считаю особенно положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликацией отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией получая удовлетворение в виде готовой работы выполненной своими руками украшающей группу. Работая с детьми трехлетнего возраста, я решила постепенно ввести в режимные моменты короткие занятия салфеточной аппликацией. В начале детишки сминали кусочки салфеток размером 5на5 см., затем постепенно квадратики салфеток становились все меньше. Пальчики детей становились все более ловкими, комочки – более плотными. Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда дети видят готовую коллективную работу, украшающею группу, нет придела детской радости, восхищения, гордости за свой труд. 2. Пластилинография: С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей дошкольного возраста, я решила много внимания уделить такому творчеству как пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.) Интегрированные занятие более результативны, поскольку у детей возникает повышенный интерес к содержанию задач, которые решаются на них; я заметила как проявляется интерес; расширяются знания об окружающем мире. Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия я провожу физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой у детей. Особенно приятно видеть, как они радуются выполненной работе, и с каким восторгом и гордостью показывают вечером своим родителям. Я уверена, что условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству. 2. Обрывная аппликация: Это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация очень проста в выполнении, и ее может освоить даже ребенок 3-4 лет. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Что бы детям, интересней было выполнять работу мы вместе придумываем сюжет или выбираем любимого героя. 3. Торцевание: Один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можноотнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощьюторцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно. Декоративные элементы интерьера. 4. Аппликация из салфеток или гофрированной бумагой (метод вкручивания бумаги): Салфетки, гофрированная бумага - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно сделать все что угодно и как угодно. Они очень приятные на ощупь, мнутся и держат форму. Великолепные цвета очень нравятся детям, они с удовольствием работают с ней на занятиях. Такой вид творчества имеет много плюсов. - Можно создавать шедевры без ножниц. - Развитие мелкой моторики. - Развитие тактильного восприятия используя бумагу различной фактуры. - Широкие возможности развития воображения. 5. Аппликация из крупы: С крупой можно создавать разные поделки. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши или акварели. Такой вид аппликации развивает мелкую моторику, тактильное восприятие.
6. Аппликация из ватных дисков и ваты: Такой вид тоже очень интересен ребенку. Материалы приятные на ощупь. Можно покрасить, резать.Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами дает им возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Приятно видеть как они радуются выполненной работе, и с каким восторгом показывают свою работу своим родителям.
7. Аппликация из природного материала: Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения.Результаты наблюдений за дошкольниками убедительно доказывают, что дети испытывают растерянность при работе с нестандартными для творчества и экспериментирования материалами, неуверенность и скованность в действиях и ответах на вопросы. Некоторые дети не усваивают техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами. Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для творческого и интеллектуального развития детей, расширяет запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Занимаясь аппликацией с применением нетрадиционных материалов: (яичной скорлупы, крупы, глины, ракушек, шерсти, ваты, макарон, нитей, и многих других, дети знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Итак, аппликация: • Развивает художественное воображение и эстетический вкус. • Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое. • Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка. • Помогает выучить цвета и формы. • Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное. Заключение: Таким образом, хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребенка. Занятия нетрадиционной аппликацией позволяют развивать память, и фантазию, повышает интерес к творчеству. Прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики детей. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андрианов П. Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательных школ. 2011г. М. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М. Моляко В. А. Психология творческой деятельности-2012г. Нечаев Н. Н. Проектное моделирование как творческая деятельность -2013г. 2. Павлова М. Б. «Технология» - новый учебный предмет в школе. -Спб 2014г. 3. Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив-2014г. 4. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. –М. 2014г. Симоненко В. Д. Технологическая культура-Брянск2014г. Эриксон Э. Детство и общество, СПБ-2013г. 23 февраля 2021 в 19:52
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.