Якимова Юлия Алексеевна, воспитатель, МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»
|
Нетрадиционная техника «Ниткография», как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.Дошкольный возраст – уникальный период для развития всех сторон личности. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание и, конечно, двигательные навыки. Тренировка движений пальцев, и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровень развития мышления. Работами профессора М.М.Кольцовой доказано, что тренировка тонких дифференцированных движений пальцев является и стимулом для речевого развития, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Одним из средств совершенствования пальчиковой моторики детей можно считать ниткографию. Деятельность с нитками, ножницами, клеем, карандашом – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению умственной и речевой активности, развитию воображения. Ниткография- выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. «Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми» по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству. В детских садах ниткография не очень популярна, несмотря на то, что, в общем, легка и доступна, а главное задания для детей можно корректировать в зависимости от состояния развития мелкой моторики. Метод ниткографии позволяет не только развивать мелкую моторику, но и вырабатывает усидчивость, кропотливость; у детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити; желание довести работу до нужного результата, а также решать сразу несколько дидактических задач: а) развивать мышление, внимательность, аккуратность; б) совершенствовать зрительное восприятие детей; в) развивать зрительно- моторную координацию; г) подготавливать руку ребенка к письму; д) формировать плавность, ритмичность и точность движений руки. Виды и приёмы ниткографии, применяемые нами в детском саду
Вариант №2 — аппликация нитками, как разновидность ниткописи вместо цельных ниток используются кусочки, то есть нити нарезаются небольшими отрезками, которыми засыпается пространство рисунка. Такой способ считается более удобным в работе с детками помладше. К тому же он не требует много времени на выполнение задания. Это интересно. Знакомство с ниткописью цельной ниткой обычно происходит в старшей группе, в то время как освоение техники из кусочков применяется в средней, а иногда и во второй младшей (только в качестве 1–2 дополнительных элемента композиции). Вариант № 3 — ниткопись. В этом случае необходимы нити разных цветов, фактур, клей (ПВА или силикатный) и лист для основы. Это интересно. Ниткопись можно выполнять на ткани, тогда нитки просто выкладываются на основу. Клей использовать не нужно. Только вот картинки получатся временные — пока ниточки не осыпятся. На листе рисуем контур сюжета картинки (можно свой, а можно взять шаблон обычной раскраски). Наносим клей по контуру. Пока он не застыл, выкладываем нить и слегка прижимаем, чтобы она приклеилась. Теперь по элементам заполняем рисунок нитками подходящих цветов. Технику можно усложнять способом выкладывания ниток: по спирали; по кругу; ровными линиями; зигзагообразными линиями и т.д. Ниткография может быть хорошим средством для развития мелкой моторики - это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению умственной и речевой активности, развитию воображения. Для этого нужно использовать комплекс занятий, соблюдать поэтапность от простого задания, к более сложному, учитывать возможности каждого ребенка, начинать обучение с готового образца, сочетать занятия с развитием речи, в дальнейшем пересказ с изобразительной деятельностью. Довольно часто после завершения работы с нитками дети увлекаются, а каждая работа ребенка уникальна. Её невозможно с точностью воспроизвести на последующих занятиях. Каждая новая работа – это естественный способ рассказа о себе, о своих чувствах и мыслях в текущий момент времени, а также о своем опыте и переживаниях, не нашедших словесного выражениях и ставших для ребенка эмоциональным грузом. Все, что беспокоит ребенка, волнует его, он может выразить на специально подобранном для этого материале. Весь процесс творческой деятельности является важным элементом его развития. На занятиях в ребенке открываются такие творческие начала, о которых он ранее и не подозревал. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, он учится выражать свои чувства, справляться с переживаниями, дает возможность выходу своей накопившейся энергии, а также развивает творческие способности. Именно поэтому ниткография так эффективна при работе с детьми. 23 сентября 2022 в 19:06
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.